Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
"Дворовые игры" как средство развития
психомоторной активности дошкольников
Воробьева Елизавета Ивановна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 134
Выборгского района Санкт-Петербурга
Традиционный вопрос организации двигательной активности дошкольников в условиях усиливающейся информатизации (компьютеризации) досуга приобретает все большую актуальность. Сегодняшняя реальность подтверждает классические представления о том, что к факторам нарушения физического здоровья детей среди прочих относятся: продолжительное пребывание в помещениях в условиях малоподвижности, воспитание в режиме «засиженного» динамического стереотипа.
Все изучающие развитие ребенка авторы особо отмечают, что кинестетическое раздражение обычно связано с положительными эмоциональными реакциями, поскольку потребность в движении – одна из важнейших в системе общих биологических потребностей растущего и формирующегося организма [3].
 Движение принято разделять на две группы:
- непроизвольные (более простые, которые вначале проявляются как врожденные, а затем приобретают условно-рефлекторный характер). 
- произвольные (сложные движения, которые формируются как приобретенные умения и навыки).
К последним относятся, например, локомоции, классы, прыжки на скакалке и т.п. Все это – сложные двигательные акты.
Психологи отмечают, что формирование произвольных движений направлено на достижение какой-либо цели и свободно от внешних стимулов, оно предвосхищает будущее. Таким образом у детей развивается целеустремленность действий. 
Также считается, что лишенные возможности свободно двигаться дети, как правило, эмоционально вялы. В этом плане игротерапия – действенное средство не только развития двигательной активности, но и коррекции эмоциональной сферы дошкольников [1].
Автор «диспетчерской программы» А.С. Валявский [2] обращает внимание, что игра – это универсальная технология психомоторного развития ребенка. Обучение и воспитание детей в контрастном режиме, обеспечивающее равномерное распределение нагрузки на левое и правое полушарие головного мозга, стимулирует развитие мышления, воображения и творчества.
Самостоятельная двигательная активность дошкольников во дворах – не просто доставляющая удовольствие забава, но важное условие их общего развития. 
Такие игры, как «классики», скакалки, обручи, мячи выполняют важную задачу, помогая ребенку овладеть своим телом, содействуя процессу латеризации (выделению ведущей руки, ноги), улучшая координацию движений.
 «Дворовая игра» развивает способность к пространственному ориентированию, обеспечивает взаимодействие кинестетических, зрительных и слуховых анализаторов в ходе различных видов деятельности, направленных на познание ребенком окружающей действительности.
Тридцатилетний опыт работы инструктором по физической культуре в детском дошкольном учреждении позволяет сформулировать некоторые рекомендации по помощи детям при организации их самостоятельной деятельности. При этом особое внимание обращается на использование несправедливо забытых практик – так называемых «дворовых игр». 
Подвижные детские игры только на первый взгляд кажутся простыми. Детям они даются не сразу и, часто, с трудом. Возможно ребенок не осознает глубокий смысл своих действий, когда упорно раз за разом перепрыгивает из нарисованного мелом квадратика на асфальте в соседний. Конечно, он просто играет, увлекается и хочет добиться положительного результата, который возможен при четкой согласованности нервной системы и многих мышц тела.
 По нашим наблюдениям, детям, у которых координированность в работе правого и левого полушарий недостаточная, длительные серии прыжков даются труднее всего. Поэтому, тренируясь в выполнение «классиков», им стоит начинать прыжки со следующих вариантов усложнения: без начерченной сетки, с двух ног вместе –  врозь, с двух на правую (левую) ногу, с двух, чередуя правую и левую ноги, спиной вперед, с закрытыми глазами.
Для гармоничного развития тренируем прыжки на правой и левой ноге.
Прыжки на скакалке не только развивают связи между правым и левым полушариями головного мозга, но и улучшают согласованную работу верхней и нижней частей туловища.  
Это сложно координированное движение вызывает, как правило, у дошкольников трудности. Поэтому можно использовать комплекс игр при подготовке детей к прыжкам через короткую скакалку.
Подготовительный этап: раздаем детям по два канатика длинной 35 – 40 сантиметров и сообщаем, что это как бы разрезанная пополам скакалка, предлагая манипулировать предметом. Таким образом развивается навык вращения лучезапястным и локтевым суставами руки.
Комплекс игр: «Ловкие ручки», «Мельница», «Вертолет», «Скакалка», «Дует ветерок».
Основной этап состоит из 2 частей – формирование навыка вращения скакалки и выполнение ритмичных прыжков на двух ногах.
Начинаем с подбора длины скакалки. Ребенок встаёт ногами на середину скакалки, концы которой держит в руках на уровне плеч.
Переходя к вращению скакалки, обращаем внимание на правильный хват – концы зажаты в кулачках (скакалка как бы «вытекает» из верха кулачков).
Маховые движения скакалки через голову осуществляются из положения руки в стороны книзу, скакалка за спиной. 
Вращение скакалки вперед достигается движением лучезапястных и локтевых суставов, после чего ребенок перешагивает через неё. 
Важно добиться уяснения детьми правильного положения рук в стороны книзу, т.к. в этом случае скакалка образует широкую петельку, через которую легко перешагнуть (перепрыгнуть).
Тренируем ритмичные прыжки на двух ногах с продвижением вперед из обруча в обруч, «классики» разными способами.
На предыдущих этапах мы изучили отдельные элементы прыжков через короткую скакалку, которые теперь нужно объединить, двигаясь от простого к сложному (одноразовые и непрерывные). Это одиночные прыжки вперед на двух ногах, многоразовые прыжки вперед и назад на двух ногах, на одной ноге, руки перекрещены, в парах, бег с короткой скакалкой.
В заключении можно сделать вывод, что многовековой опыт воспитания детей свидетельствует, с одной стороны, о необходимости непрерывного совершенствования его методов и форм, а, с другой, об ошибочности отказа от доказавших свою эффективность традиционных воспитательных практик.
 К последним следует по праву отнести «дворовые игры», способствующие повышению параметров психомоторного и когнитивного развития дошкольника, в частности, активизации координации движений, развитию чувства локализации в пространстве, повышению эффективности произвольно-моторной деятельности ребенка, снижению нервно-психической утомляемости и, в целом, улучшению уровня его психической активности, наконец¸ развитию качества произвольного внимания и мотивационно-волевой сферы.
 
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие учебные игры. Часть первая: Практикум. Информация к действию для практичных родителей. – СПб.: ТЕССА, 2001. – 352 с.
2. Зыкова З.Н. Игротерапия как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников / НАУКА СЕГОДНЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 марта 2015г., г. Стерлитамак). – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С.36 – 37.
3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973. – 144 с.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»